Чудо отпуск: Выставки 2018. Центр Шемякина. История легенды. Шемякин, Высоцкий и Париж 70-х.

Выставки 2018. Центр Шемякина. История легенды. Шемякин, Высоцкий и Париж 70-х.

0 коммент.
Кто сегодня не знаком с творчеством художника  Михаила Шемякина. Его шедевры представлены в лучших музеях мира – Метрополитен в Нью-Йорке,  музеях Современного искусства в Париже и Тель-Авиве, в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге. К его работам относятся не все однозначно, а личность художника мифологизируют. Иначе и быть, наверное, не может. Ведь Шемякин в своем творчестве  опережает время и нарушает общепринятые традиции, а каждый его персонаж вылеплен из фантазий и тайн. 

Всякого рода  легендами  овеяна и дружба Шемякина с Высоцким. 
Вы знаете, например,  что Высоцкий посвятил другу 12 песен, а Шемякин записал семь пластинок поэта в Париже. Все о творческом союзе художника и поэта ,о взаимовлиянии писателей,поэтов,художников,актеров,оказавшихся в 70-е годы в эмиграции в Париже  вам расскажет выставка, которая представлена  в петербургском Центре Шемякина «История легенды. Шемякин, Высоцкий и Париж 70-х». Одним словом, на выставке вы сделаете для себя  много открытий, а творчество Михаила Шемякина станет для вас намного понятнее и ближе.
 Несколько слов о Центре Михаила Шемякина
Надо сказать, что для Санкт-Петербурга Михаил  Шемякин сделал немало. Это  памятник Петру Первому в Петропавловской крепости и скульптурная композиция  «Царская прогулка» в Стрельне, памятник Первооткрывателям и оформление витрины Елисеевского магазина, и конечно постановка балета «Щелкунчик» в Мариинском театре. Кроме этого, в 2001 году художник открыл в нашем городе Центр Михаила Шемякина.
Экспозиция научных исследований Шемякина
 На  его первом этаже расположена экспозиция, которая скорее будет интересна  профессионалам - художникам, ученым. Она рассказывает о научных   исследованиях Шемякина в области искусства. За свои исследования и  творческую деятельность художник  удостоился  звания почетного доктора искусствоведения нескольких  университетов. Его исследования   завоевали мировую славу в Америке и Европе. Там открыли филиалы Исследовательского Института философии и  психологии  творчества. Шемякин проанализировал и научно классифицировал миллионы образов, собранных  из книг по искусству и журналов, каталогов и аукционов, фотосъемок  музейных архивов и старинных гравюр . Именно эти исследования  являются ключом ко всем работам Шемякина.
На втором этаже Центра  традиционно проходят  выставки для широкой публики, посвященные творчеству Михаила  Шемякина. Они меняются с определенной периодичностью. Так, например, в начале этого года  прошла  выставка «Шемякин-открытие», посвященная юбилею художника. В мае 2018 г ему исполнится -75 лет. А в день рождения Высоцкого,  к  80-летнему юбилею открылась  выставка, посвященная дружбе художника и поэта и Русскому Парижу 1970-х.
Как появился памятник Петру I.
Мало, кто знает, что именно Высоцкий натолкнул Шемякина на создание памятника Петру I,  который  установлен в Петербурге в  Петропавловской крепости. Шемякин на протяжении многих лет, еще до  встречи с Высоцким, работал над  темой  личности Петра I  и  его времени. Художник  восхищался этим императором. Эпохе Петра посвящена серия графических работ Шемякина «Карнавалы Санкт-Петербурга». 
В  этом театре ,в котором изобилуют маски господствует порядок и разумная мысль.А под масками -трагедии и надежды. Окуджава о творчестве Михаила Шемякина.
Работу над  проектом он начал еще в Ленинграде в 60-е годы. Именно эта серия принесла Шемякину успех и славу во Франции, сделала его знаменитым  и признанным в кругу профессионалов.   А вот  обратиться к скульптурному образу Петра ему никак не удавалось. Он не знал, как подступиться к этой теме. И на вопрос Высоцкого, почему он, скульптор по образованию, не попытался создать памятник Петру I, Шемякин   отвечал: «У меня нет никакой оригинальной  идеи».  Уже созданные образы Петра «Медный всадник» Фальконе, царь-плотник  концептуально  не подходили Шемякину. Как же должен выглядеть  шемякинский памятник? Ему сложно было представить. Тогда Высоцкий  предложил  Шемякину воспользоваться прижизненной маской Петра, созданной Растрелли. Художнику понравилась эта идея, ключ к созданию образа Петра был найден.
Прижизненная маска Петра I. Растрелли. Копия.
Но на этом история  не закончилась. Переехав  в Нью-Йорк, Шемякин продолжает работать над своей идеей. После того, как ему дали  просторную мастерскую, в которой он может воплощать свои скульптурные замыслы, Шемякин возвращается к образу Петра. Первая отливка монумента Петра была сделана в реальных пропорциях. Но это не удовлетворило художника, он хотел создать образ грозного императора.  Тогда Шемякин  погружается в свои исследования –«утрирование человеческой фигуры». Он открывает папки с работами  Джакометти,  скульптурами  архаической Греции, древнерусской иконописью с  вытянутыми изображениями  архангелов. И приходит к выводу, что пропорции надо удлинять, увеличивать. Так и  получилась необычная по пропорциям фигура, имеющая вместо лица маску. В то время эта статуя не должна и могла оказаться в Советском Союзе, так как в 80-е годы  Шемякин считался  опальным художником.  Но благодаря Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, его влиянию,  памятнику была уготована счастливая судьба. Приехав в Америку, Лихачев посетил  мастерскую  Шемякина. Увидев  "Петра", он загорелся установить его в Петербурге. Шемякин до конца не верил в такую возможность.  Лихачев обещание сдержал, подключил  Анатолия Собчака, архитектора Аникушина. 
Памятник Петру I.
Таким образом,  в 1991 году памятник в Петербурге открылся. Шемякин хотел, чтобы его поставили  в Летнем саду, но его установили на площади Петропавловской крепости, где муштровали провинившихся солдат. У многих монумент   тогда вызвал недоумение,  но сегодня памятник Петру I Шемякина -  визитная карточка города. 
Как Шемякин стал записывать  песни  Высоцкого и других друзей  на пластинки.
Специально, чтобы записать песни Высоцкого на пластинки, .Шемякин заканчивает  курсы звукозаписи. На протяжении нескольких лет он записывает 7 пластинок, тщательно  работая над каждой песней. Сегодня- это единственно качественные записи, которые  дошли до нас.
Пластинки с песнями Высоцкого
Потом Шемякин  занялся  записью песен цыган. Это были  легендарные цыгане, которые пережили три волны эмиграции. Так, например , один из них  Владимир Поляков, пел в кабаке «Царевич» около 70 лет. 
Шемякин и Поляков.Из архива Михаила Шемякина.
За эти годы жизнь его столкнула с  цветом белой эмиграции – князьями и графами,  генералами и юнкерами, дамами высшего света.К презентации пластинки приветственное слово на обложке  написал Растропович. Когда вышла  пластинка в свет, Полякову было 94 года.
 Кроме этого, Михаилом Шемякиным был основан альманах «Апполонъ – 77»  в Париже . Его называли манифестом русского художественного андеграунда. Таким образом,  Шемякин  познакомил Запад с поэзией, прозой , изобразительным искусством русской эмиграции.
Серия работ  «Чрево Парижа»
На выставке представлена еще одна серия работ , связанная с творческим диалогом Шемякина и Высоцкого  -  «Чрево Парижа»», связанная . У  этой серии тоже есть своя история.  Когда в  1971 г Шемякин был изгнан из Советского Союза, он  оказался в Париже. В то время собирались  снести   знаменитый парижский рынок,  воспетый еще Эмилем Золя  в знаменитом романе «Чрево Парижа».  Узнав об этом, он отправляется с фотоаппаратом туда. Каждый день в 5 утра он приходит  на рынок и по несколько часов снимает его  тайную жизнь.  В результате работы, которая продолжается в течение нескольких месяцев, было отснято 5 тыс. фотографий  и несколько видеофильмов. 
Серия "Чрево Парижа"
На основе этих материалов Шемякин создает серию «Чрево Парижа» и  решает открыть ретроспективную выставку. Слияние животного и человека в его работах  рождают третью сущность. Когда Высоцкий   увидел эту  серию Шемякина, она его так впечатлила, что он за одну ночь написал стихотворение «Тушеноши».  Оно считается одним из самых сложных во всем наследии  поэта. Вот строки из него «Вас не разъять, едины обе массы». 
Шемякин детально прорабатывает это  стихотворение . На выставке представлены  эскизы, написанные по стихотворению. В середине эскиза  скелет Курки.  Курка - это  любимый бультерьер Шемякина. Как появилась Курка у художника? В СССР таких собак не было.  Дело в том, что  когда Михаил  в 70-е годы оказался во Франции, он  случайно на улице увидел собаку необычной внешности, она поразила его .Узнав у владельца,  где находится питомник, он тотчас поехал туда и купил щенка. Эта собака  присутствует во многих работах художника и даже упомянута в стихотворении Высоцкого. Немногие догадываются, что Курка - это имя собаки. Все думают, что это сленг.




После смерти поэта Шемякин продолжает творческий диалог с другом. 10 лет он пишет   книгу «Две судьбы». Художник  говорит, что у него бесспорно один талант точно есть: «Я чувствую людей великих, с которыми меня сталкивает судьба. Я могу почувствовать гений времени, даже если он не признан сообществом. Вот таким человеком  был Высоцкий. 
P.S.Выставка  продлится  до 18 марта.Ежедневно проводятся экскурсии.
Центр Шемякина  открыт вт - вс с 11.00 до 20.00. 
Адрес; Садовая ул. ,11.
Подробно о работе Центра www.mihfond.ru


Шемякин и Марина Влади. Из архива художника.